Компании тратят миллионы на логистику, но игнорируют инструменты, которые уже заложены в законодательстве. А ведь таможенное регулирование — это не только декларации и пошлины, но и возможность легально снижать издержки. Как перестроить работу с таможней в свою пользу — анализируем алгоритм перезагрузки процессов и сознания с экспертом Людмилой Тесёлкиной, управляющим партнером Группы компаний Just.
Таможенное оформление съедает ваше время и деньги? Вы не одиноки: 78% компаний тратят до 30% бюджета ВЭД на комплаенс (систему, которая помогает соблюдать законы и предотвращать риски, связанные с нарушением законодательства) и непредвиденные платежи. Но что, если таможня — это не просто бюрократия, а скрытый инструмент роста? Давайте разберём пошаговую стратегию: как трансформировать таможенные процессы из статьи расходов в источник конкурентного преимущества.
Для государства таможня — источник доходов. Для бизнеса — головная боль. Или нет? Таможенное регулирование часто воспринимается бизнесом как барьер. Но на самом деле — это мощный рычаг для оптимизации затрат и повышения конкурентоспособности. Большинство предпринимателей видят в таможенных правилах только обязанности, не замечают возможностей, а в итоге теряют выгоду. При этом некоторые компании максимально эффективно используют таможенные льготы, и они не нарушают закон, а просто знают его лучше. Раскрываем малоизвестные, но легальные способы перестроить работу с таможней в свою пользу. Сегодня на примере правильного использования таможенных процедур.
1. Сложность таможенного регулирования: мифы и реальность
Современное таможенное законодательство ЕАЭС и РФ включает более 60 тысяч нормативных актов, многие из которых:
· Допускают двойное толкование.
· Имеют быстро меняющуюся правоприменительную практику.
· Требуют профессионального анализа.
Пример. До сих пор нет единого мнения, по какому курсу считать таможенную стоимость товара, если контракт предусматривает предоплату в одной валюте, а инвойс выставлен в другой.
2. Почему бизнес не видит возможностей?
Исторический контекст
Таможня традиционно рассматривалась как:
✔ Фискальный инструмент (пополнение бюджета).
✔ Протекционистский механизм (защита внутреннего рынка от засилия иностранных товаров).
✔ Регулятор товарных потоков импорта/экспорта (через пошлины и запреты).
Это создало стереотипное восприятие: таможня = обязанности + платежи.
Эти принципы до сих пор влияют на восприятие бизнесом: многие видят в таможне только барьер. Но с 1992 года система сильно изменилась — появились гибкие инструменты для поддержки ВЭД, основанные на проверенном подтвержденном международном опыте. Проблема в том, что компании часто не знают о них или не умеют использовать.
Системные пробелы
· Образование: 90% учебных программ готовят специалистов по государственному контролю, а не по управлению ВЭД.
· Информационный вакуум: в открытом доступе почти нет материалов по оптимизации таможенных процессов.
· Правовая неопределённость: многие нормы толкуются противоречиво даже самими таможенными органами.
3. Скрытые инструменты для бизнеса – таможенные процедуры!
Современное таможенное право предусматривает три группы процедур:
а) Основные
· выпуск для внутреннего потребления
· экспорт
· таможенный транзит
б) Завершающие
· реимпорт/реэкспорт
· уничтожение
· отказ в пользу государства.
в) Экономические (ключевые для оптимизации)
✅ Свободный склад, таможенный склад, свободная экономическая зона (снижение налоговой нагрузки).
✅ Переработка на/вне таможенной территории (переработка для внутреннего потребления) (льготный импорт сырья).
✅ Временный ввоз/вывоз (рассрочка/освобождение от платежей).
✅ Беспошлинная торговля (для отдельных категорий товаров) и специальные таможенные процедуры (освобождение от уплаты платежей).
Эффект: Снижение затрат на 15-40% в зависимости от применяемой таможенной технологии регулирования собственного внешнеэкономического процесса.
4. Что делать бизнесу?
1. Провести аудит ВЭД-процессов
а) выявить применимые льготные процедуры и сделать их применение частью своей повседневной работы
б) проанализировать судебную практику по спорным вопросам
2. Интегрировать таможенное планирование в стратегию
а) использовать экономические процедуры как конкурентное преимущество
3. Мониторить изменения
а) проводить ежеквартальный анализ поправок в таможенном законодательстве.
Вывод
Таможенное регулирование сегодня — не просто бюрократия, а ресурс для роста бизнеса, сложный, но мощный инструмент. Компании, которые научатся использовать заложенные в законодательстве механизмы, получат:
✔ Снижение операционных затрат.
✔ Повышение маржинальности.
✔ Ускорение логистических процессов.
Главное — перейти от пассивного соблюдения требований к активному управлению таможенными рисками/возможностями, начать повсеместно внедрять эти знания в обучение и консультирование предпринимателей. Гибкость установленных законодателем таможенных процедур предоставляет возможность существенно снизить издержки участников внешнеэкономической деятельности, освободив их от уплаты таможенных платежей (в допустимой законодателем мере) и повысив тем самым конкурентоспособность продукции. А весь комплекс мер поддержки бизнеса должен повсеместно освещаться и закладываться в программы обучения специалистов по таможенному делу.
И тогда мотивации участников таможенных правоотношений станут более сложными и не будут ограничиваться исключительно выгодной куплей/продажей. Так заинтересованные лица могли бы транспортировать товары через территории многих стран не только с целью поиска места, где на них имеется наивысший спрос или можно выручить наибольшую цену, но для укрепления экономических и политических взаимоотношений, выгодного размещения высококонкурентных производств и развития эффективных международных цепочек поставок.
Пора перестать демонизировать таможню и научиться использовать её механизмы себе во благо.